Болгария и Балканы в начале 2007 года открыли новую страницу единения с сообществом стран-членов ЕС
С наступлением 2007 года в этих неспокойных землях открывается страница единения с сообществом государств-членов Европейского союза. Своим присоединением к ЕС Болгария и Румыния вносят на Балканах политическую стабильность, динамику созидания и стремление к развитию, характерные для географического, политического и экономического пространства, которое называется Европейский союз. В этом и состоит миссия, которую Брюссель возложил обеим странам – примером своих достижений стать движущей силой, ведущей к ЕС остальные балканские государства.
Ради реализма стоит сказать, что для соседних Болгарии стран членство в ЕС не намечается как событие в обозримом будущем. На такой вывод наводит послание в адрес будущих стран-кандидатов из региона, направленное в ходе саммита государственных и правительственных руководителей ЕС, состоявшегося в Брюсселе в декабре. В послании говорится, что двери сообщества остаются открытыми, но в будущем оно будет воздерживаться предварительного определения дат присоединения.
В практическом плане южная соседка Болгарии – Турция, осязательно почувствовала твердость позиции Брюсселя в отношении расширения. В конце года ЕС заморозил переговоры по восьми из 35-и присоединительных тем в качестве наказания Турции, в связи с ее отказом открыть свои аэропорты и порты для члена союза – Кипра. Но это не единственное требование ЕС. Очень настойчиво Брюссель поставил вопрос о нежеланном со стороны Европы вмешательстве турецких военных в политику страны. И здесь возник парадокс. Принципы демократии, которых придерживаются страны-члены ЕС, исключают любое участие армии в политической жизни данного государства. В Турции, однако, по традиции военные являются хранителями принципов Кемаля Ататюрка. В качестве таковых они гарантируют сохранение светского характера государства, который отличает эту мусульманскую страну от всех других, исповедующих ислам.
В 2006 году западная соседка Болгарии – Сербия, пережила болезненную разлуку с Черногорией, хотя этого можно было ожидать. К сожалению, эта разлука может быть и не последней. Предстоит решение судьбы Косово, а общеизвестно, что среди большинства факторов решающего значения в международной политике, преобладает убеждение, что Косово следует обрести независимость. С этой перспективой и неспособностью властей в Белграде найти путь к освобождению от бремени для политики Сербии, имеется в виду розыск трибунала в Гааге Радована Караджича и генерала Ратко Младича за преступления против человечности, связан сербский парадокс. Он состоит в перспективе сербских радикалов завоевать большинство голосов на предстоящих 21 января парламентских выборах в ориентированной на членство в ЕС Сербии. Если радикалы победят, нельзя ожидать прогресса в отношении требования предания Караджича и Младича. Это означает прекращение переговорного процесса со стороны ЕС с Сербией по Соглашению о стабилизации и ассоциировании. Все-таки был дан сигнал доброжелательности к Белграду, который заключался в его подключении к программе Партнерство во имя мира в конце ноября, что является шагом к членству в НАТО. Это подключение, однако, произошло с оговоркой, что Сербии следует активно сотрудничать в борьбе против ее же военных преступников.
В графу парадоксов можно включить и Македонию из-за яростной антиболгарской кампании тесного круга людей в Скопье, причем в канун вступления Болгарии в ЕС. Тем более, что это произошло в момент, когда увеличивается число македонских граждан, стремящихся доказать свое болгарское происхождение, подающих документы на получение болгарского гражданства. Болгария давно доказала, что у нее нет претензий к Македонии. Это учитывает новое правительство молодого экономиста Николы Груевского. Македония сохраняет самообладание и стремится поддерживать с Болгарией добрососедские отношения в европейском духе взаимопонимания между государствами. Болгария полностью поддерживает усилия Македонии, направленные на присоединение к ЕС. Для того чтобы приблизиться к этой цели, Брюссель требует от Скопье прилагать усилия в двух кардинальных направлениях, а именно политической стабилизации в целях преодоления этнического и религиозного антагонизма между славянами-македонцами и македонскими албанцами, а также развернуть экономический потенциал нации. Преследуя данную цель, македонское правительство декларировало свою готовность приложить усилия в начале этого или позднее всего в начале 2008 года, начать подлинные переговоры о присоединении Македонии к ЕС в 2012-2013 году.
После вступления Болгарии и Румынии в ЕС в политическом словаре Брюсселя в отношении евроинтеграции все чаще используется термин Западные Балканы. Они включают страны, которые согласно европейским оценкам, меньше всего отвечают критериям для присоединения. Кроме Сербии и Македонии, это относится к Албании, Боснии и Герцеговине и Черногории. Германия, которая с 1 января стала ротационным председателем ЕС, объявила, что стабилизация на Западных Балканах будет одним из приоритетов ее председательства. В декабре Европейский совет призвал Албанию, Боснию и Герцеговину, Сербию и Черногорию, усилить меры против коррупции и организованной преступности, а также реструктурировать и укрепить свои судебные институты.
На фоне панорамы Балкан на протяжении 2007 года и после этого в качестве наиболее успешной в усилиях выполнения критериев ЕС, вероятно, будет Хорватия. В одном из своих предпраздничных заявлений председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, не указывая на конкретные сроки, заявил, что без сомнения, после Болгарии и Румынии, 28-ым государством-членом ЕС станет Хорватия. Она поставила перед собой цель, чтобы это произошло в 2009 году